Отдавая ребенка в детский садик, родители мечтают о максимальном комфорте для своего малыша и о его успешном развитии. Иногда одно вступает в противоречие с другим. Любое развитие подразумевает выход из уже привычной «зоны комфорта». Как помочь крохе учиться новому, преодолевать детские трудности, рассказала Ольга Васильевна Ерасова – директор детского сада «Пять звездочек».
Как учиться быть счастливым
– Современный мир диктует нам, что ребенок должен… Далее – целый список того, что он «должен». Под таким грузом даже взрослый порой сгибается, что уж говорить о малышах! Поэтому, я считаю, детский сад должен не только создать возможности для всестороннего развития ребенка, но и учитывать его личные способности и возможности, и подбирать ключик к каждому, не придерживаясь общих схем. Чтобы потихоньку, ненавязчиво, в игре, выявлять сильные стороны ребенка – и уже после этого целенаправленно заниматься их развитием. Тогда ребенок будет и успешным, и счастливым.
Бывает, ребенок не хочет ни заниматься, ни играть, ни участвовать в утренниках. Угрюм и насторожен…
– Такие дети есть всегда, в любом коллективе. Но даже такие колючие «ежики» постепенно меняются, особенно если находятся в теплой атмосфере, среди дружелюбно настроенных детей и взрослых. Педагогам важно показательно делать акцент на лучших и сильных сторонах ребенка. И тогда он сам меняется, – ему ведь тоже хочется, чтобы его хвалили и поддерживали, хочется быть хорошим.
А если он хочет сидеть в углу и чтоб его не трогали?
– Значит, надо предоставить ему такую возможность. Любое желание имеет за собой основание и причины. Нужно дать ребенку возможность побыть в «любимом» состоянии. Пусть он сам решит, когда будет готов участвовать в чем-то, быть заметным, успешным. Ему важно знать, что его любят и принимают любым.
Не за счет конкуренции с другими, а за счет поиска своей сферы развития?
– За счет собственных ресурсов – а у любого ребенка они есть. Причем я знаю: такой ребенок отказывается участвовать в утреннике, втором, третьем – а на четвертом у него появятся и настроение, и желание, и способности. Он же все это время не просто так сидел «в стороне» – он смотрел, слушал и думал, накапливал и переосмысливал.
Теперь ты не один
Для того, чтобы найти «точку роста» для каждого ребенка, нужен ресурс педагога.
– Для того, чтобы педагог мог заниматься каждым ребенком индивидуально, у нас в группе всего 12 основных и 3 дополнительных места. Группа разновозрастная. Это дает возможность не разделять детей из одной семьи. Часто к нам приводят братьев и сестер. А единственным детям в семьях наш детский сад дает уникальную возможность постоянно общаться с ребятами младше и старше себя. Родители одной новенькой девочки очень переживали из-за наличия в группе малыша, говорили, что дочке будет некомфортно с ним рядом. Но именно эта девочка сейчас водит этого малыша за ручку, помогает собраться на прогулку, держать ложку, – никаких кукол ей не надо. С гордостью говорит: «Я помощница, я старшая». И для нас это такая радость и умиление, – не передать!
Чем еще ваш садик отличается от привычных государственных?
– У нас та же традиционная образовательная программа, что и там, но мы дополняем лучшим из разных методик – Монтессори, «Школа семи гномов», даем математические и логические задачки. Большой акцент делаем на развитие творческих способностей, занятиях английским. Садик наш расположен в большом доме, и многие дети не «приходят» в садик, а приезжают – на лифте. У нас 146 квадратов, отдельная столовая, два санузла, игровая, учебная комнаты, спальня. И домашняя атмосфера. Родители могут оставить нам ребенка на вечер, на ночь, на выходной день и даже на отпуск. Да-да, уезжают на 10-12 дней со спокойной душой, – ведь ребятишки остаются с родным знакомым человеком, любимым педагогом, как у бабушки в гостях. Это очень востребовано, этой услугой постоянно пользуются.
И наши выпускники, которые уже ходят в школу, тоже иногда приходят к нам в гости вместо продленки.
И уроки с ними делаете?
– Делаем, конечно. Они же нам родные!
Текст: Инна Бартош